Рынок российского коммерческого транспорта в 2018 году

Актуальная статистика, сферы применения и уровень внедрения технологий для контроля за работой автомобилей и водителей.

Российский коммерческий транспорт сегодня насчитывает более 5 миллионов транспортных средств. К ним относятся легковые, малотоннажные и грузовые автомобили, пассажирский транспорт и спецтехника. В этой статье мы поделимся ключевыми данными о состоянии первых трех категорий корпоративных ТС и  расскажем о том, насколько повсеместно в отечественных автопарках внедрены технологии спутникового слежения. Так как именно от степени оснащенности телематическим оборудованием во многом зависит эффективность автопарков и соответствие деятельности законодательным нормам. Приведенная статистика взята из исследований компании Russian Automotive Market Research.

Легковые корпоративные автомобили

Общее количество коммерческих легковых автомобилей, эксплуатируемых на территории РФ, насчитывает 1 699 979 единиц. Среди них наиболее популярны модели Lada (24%), UAZ (9%), Toyota (8%) и GAZ (7%). На такие марки, как Renault, Ford, Hyundau, Chevrolet, Volkswagen и Skoda приходится по 4-5% от указанного количества. Оставшиеся 25% включают транспортные средства других производителей. В целом, доля автомобилей российских марок составляет 40%. Остальные машины произведены зарубежными концернами (Япония, Германия, США, Корея и т.д.)

Средний возраст корпоративных легковых автомобилей составляет 9,3 года. По уровню стоимости они подразделяются на бюджетные ТС (43,2%), на авто среднего ценового сегмента (46,6%) и машины премиум-класса (10,2%).

В зависимости от деятельности компаний, владеющих автопарками, легковые автомобили заняты в следующих сферах:

  • Услуги — 16%
  • Торговля — 15%
  • Транспорт и связь — 12%
  • Производство — 12%
  • Государственное управление — 11%
  • Строительство — 8%
  • Сельскохозяйственная деятельность — 7%
  • Лизинг — 7%
  • Образование — 4%
  • Аренда — 4%
  • Здравоохранение — 2%
  • Добыча полезных ископаемых — 1%
  • Другие — 1%

Если рассматривать масштабы автопарков, то почти половина легковых ТС относится к компаниям, в которых менее 5 единиц транспорта. В остальном разброс такой: автопарки, включающие 5-9 единиц —  это 10% автомобилей, 10-49 единиц — 17%, 50-99 ед. — 5%, 100-499 ед. — 9%, 500-999 ед. — 3%. На корпоративные парки, включающие более одной тысячи автомобилей, приходится 8% легковых машин.

Малотоннажный грузовой транспорт (LCV)

В этом сегменте насчитывается 1 034 884 единиц коммерческого транспорта. Среди них: GAZ (38%), UAZ (31%), Ford (5%), Volkswagen (4%), Mercedes-Benz (3%). Также по 2% приходится на марки Fiat, Иж, Lada, Peugeout и Toyota. Другие модели составляют 10% от общего количества. 74% малотоннажных автомобилей произведены российскими компаниями. И около четверти составляют марки зарубежных брендов (из Германии, США, Японии, Франции, Италии, Кореи и других стран).

В структуре автопарков с автомобилями категории LCV средний возраст малотоннажного транспорта составляет 10,3 года.

По типу кузова они подразделяются на автофургоны (49%), бортовые или тентованные ТС (19%), автобусы (17%), минивэны (5%), пикапы (4%) и другие (6%).

Большинство малотоннажных коммерческих автомобилей относятся к бюджетным (75,7%). Остальные — это средний ценовой сегмент (18,1%) и премиум-класс (6,2%).

По видам деятельности автомобили LCV делятся таким образом:

  • Транспорт и связь — 17,1%
  • Производство — 15,8%
  • Торговля — 12,6%
  • Услуги — 12%
  • Строительство — 9,7%
  • Образование — 7,9%
  • Сельскохозяйственная деятельность — 7,3%
  • Государственное управление — 4,5%
  • Здравоохранение — 3,7%
  • Аренда — 3,2%
  • Лизинг —  2,7%
  • Добыча полезных ископаемых — 1,9%
  • Другие — 1,6%

45% малотоннажных автомобилей входят в структуру автопарков, насчитывающих менее 5 ТС. Автопарки, включающие от 5 до 9 единиц —  это 11,3% автомобилей, 10-49 единиц — 20%, 50-99 ед. — 5,1%, 100-499 ед. — 8,4%, 500-999 ед. — 2,4%. В компаниях, владеющих свыше 1 тысячей машин, эксплуатируется 7,5% автомобилей LCV.

Грузовой коммерческий транспорт

Общее количество грузовых ТС, зарегистрированных на российские юридические лица, составляет 1 795 105 единиц. В этом сегменте наиболее востребованные марки: GAZ (26%), KAMAZ (25%), MAZ (7%) и URAL (6%). Остальные грузовики — это MAN, KRAZ, VOLVO и SCANIA (по 2% от общего количества), а также другие модели (9%). Доля российских моделей грузовых ТС составляет 73%. Остальные машины относятся к белорусским, немецким, шведским, украинским, японским и другим зарубежным производителям.

Средний возраст российского грузового автопарка — 17,6 лет. В зависимости от типа кузова грузовики делятся на самосвалы (23%), бортовые или тентованные ТС (15%), седельные тягачи (14%), автофургоны (9%), автоцистерны (7%) и другие (32%).

В зависимости от стоимости бывают бюджетные грузовые автомобили (85,2%), грузовики премиум-класса (11,1%) и машины среднего ценового уровня (3,7%).

Российский грузовой коммерческий транспорт эксплуатируются в следующих сферах деятельности:

  • Транспорт и связь — 20,8%
  • Строительство — 15,8%
  • Производство — 14,8%
  • Сельскохозяйственная деятельность — 12%
  • Торговля — 9,5%
  • Услуги — 9,4%
  • Добыча полезных ископаемых — 4,8%
  • Аренда — 4,6%
  • Государственное управление — 3,8%
  • Лизинг — 1,1%
  • Образование — 0,95%
  • Здравоохранение — 0,3%
  • Другие — 2%

Как и в случае с легковым и малотоннажным транспортом, большинство грузовиков используются в автопарках с количеством ТС менее 5 единиц (51%). В крупных автопарках (размером более 1 тыс. единиц) эксплуатируется 4,6% грузовиков. Остальная разбивка выглядит так: от 5 до 9 единиц —  это 7,9% грузовых автомобилей, 10-49 единиц — 18,9%, 50-99 ед. — 5,8%, 100-499 ед. — 9,2%, 500-999 ед. — 2,5%.

Коммерческий транспорт и ГЛОНАСС-контроль

Как показывает статистика, далеко не все транспортные средства пока что оснащены системами спутникового контроля. 

Например, в сегменте транспортных средств, задействованных при проведении дорожных работ, соответствующее оборудование установлено только на 20% техники. В сегменте коммерческих перевозок (категория М) аппаратура ГЛОНАСС установлена на 18,2% ТС. А среди транспортных средств, используемых для перевозки детей, доля оснащения составляет 34,5%.

Также низкая степень применения ГЛОНАСС-контроля характеризует сферу ЖКХ (15,6%), медицинские службы (18,2%), органы гос.власти и местного самоуправления (7,3%). Еще более удручающее положение в сегменте перевозок специальных, опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов (4,2%). И совсем «никакая» статистика наблюдается в сфере сельского хозяйства (0,6%) и лесной промышленности, где доля оснащения спецтехники спутниковым контролем не превышает 0,4%.

Как видно, часть из вышеприведенных примеров касается сфер, где транспорт обязан быть подключен к ГЛОНАСС в соответствии с законодательными требованиями. Однако многие организации до сих пор не спешат этого делать по следующим причинам:

  • Установка систем спутникового слежения требует ощутимых затрат, которые особенно бьют по карману небольших компаний.
  • Нередко внедрению спутниковых технологий противятся компании, ведущие «черную» бухгалтерию и не стремящиеся к прозрачной деятельности.
  • Вопрос слежения за объектами на территории РФ регулируется десятками норм и постановлений. Некоторые из них постоянно меняются, что дает автопаркам карт-бланш не тратить средства «попусту» и продолжать находиться в режиме ожидания.

Однако стоит отдать должное коммерческим легковым и грузовым автопаркам, где степень оснащения спутниковыми технологиями гораздо выше (30-50%). Это не только крупный и средний бизнес, но и малый.

В первую очередь, речь идет о компаниях, которые осознают, что спутниковый мониторинг в на самом деле помогает делать перевозки безопасными, а деятельность прибыльной. Так как он дает возможность точно контролировать труд водителей, экономить на расходе топлива, следить за правильной эксплуатацией ТС и повышать качество транспортно-логистических услуг.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *