Стоимость расходов на автопарк

Из чего складывается структура расходов на автопарк и как в Европе подходят к расчету затрат на его содержание? Об этом рассказывает в своей статье Хосе Мигель Фернандес Гомес, генеральный директор компании Advanced Fleet Managemement Consulting.

Знать стоимость расходов на автопарк необходимо для того, чтобы:

  • рассчитывать и контролировать бюджет
  • определять стоимость услуг и тарифы на их оказание
  • понимать, сколько стоит каждый пройденный километр
  • знать, какова совокупная стоимость владения
  • планировать замену и утилизацию ТС
  • контролировать экономические показатели деятельности автопарка
  • анализировать товарные запасы
  • владеть историей затрат для планирования дальнейшей деятельности
  • находить взаимосвязь между затратами на обслуживание и прямыми расходами
  • собирать ценную информацию для принятия решений

Расходы на автопарк делятся на следующие два типа:

Прямые расходы — это расходы на содержание и эксплуатацию автопарка, которые, в свою очередь, подразделяются на следующие категории:

— Фиксированные затраты — те, которые уходят на содержание автопарка, независимо от того, эксплуатируется он или нет. Эти затраты рассчитываются за определенный отрезок времени — обычно за год.

— Переменные затраты — те, которые напрямую связаны с работой конкретного ТС. При их расчете учитывается пройденное расстояние и затраченное время.

Косвенные расходы — расходы, не связанные напрямую с затратами на содержание и эксплуатацию конкретного ТС. Например, это расходы на управленческий и административный персонал, на программное обеспечение, дополнительное оборудование и т.д.

 

Схематичная структура затрат на автопарк

 

Фиксированные расходы на автопарк

Фиксированные расходы, связанные с содержанием автопарка, подразделяются на капитальные и эксплуатационные.

1. Капитальные расходы

Они делятся на амортизационные и финансовые расходы.

Амортизация — это снижение стоимости транспортного средства, штатного и установленного позднее оборудования в процессе эксплуатации. В зависимости от принятой в компании схемы расчетов по кредитам и займам снижение стоимости будет сопоставимо с амортизацией за плановый период эксплуатации или за меньшее время.

Займы и кредиты — сумма ежегодных затрат на кредитование ТС, штатного и дополнительного оборудования. Рассчитывается тремя путями:

— если ТС приобретено в кредит или по договору займа, то оно будет равно годовой процентной ставке.

— если компания сама предоставила ТС в долг, то это показатель будет равен сумме выплачиваемых годовых.

— если компания приобрела ТС в полную собственность на свои средства, то потребуется рассчитать возможную сумму для выделения инвестиций на другие цели.

Если ТС и оборудование приобретались в аренду или лизинг, то расходы на амортизацию и финансирование включаются в годовую оплату.

2. Эксплуатационные расходы

Они делятся по следующим критериям:

Водители — годовая валовая стоимость труда водителей ТС. В Испании она включает зарплату, выдаваемую на руки и расходы на социальное страхование.

Страхование — ежегодные расходы на страхование ТС, дополнительного оборудования и расходные материалы.

Налоги и сборы — ежегодные расходы на технический осмотр, транспортные карты, налоги на механизированные ТС, тахографический контроль и разрешения на транспортировку.

 

Переменные расходы на автопарк

Переменные расходы напрямую зависят от эксплуатации ТС. Есть два типа таких расходов: те, которые связаны с использованием транспорта, и те, которые связаны с обслуживанием и управлением автопарком.

1. Неизбежные расходы

Неизбежными расходами являются те, которые непосредственно связаны с использованием транспортного средства. Это расходы на:

Топливо — годовая стоимость ГСМ и соответствующего оборудования.

Шины — годовые затраты на приобретение и ремонт шин.

Техническое обслуживание — ежегодные затраты на плановое профилактическое обслуживание, включая расходы на работу персонала, запасные части, смазочные материалы.

Поломка ТС — ежегодные затраты на поломки, включая расходы на работу персонала, запасные части, смазочные материалы.

Аварии — ежегодные затраты по причине дорожно-транспортных происшествий, включая ремонт и компенсацию ущерба третьим сторонам/лицам.

2. Предотвратимые расходы

Это затраты, связанные напрямую или косвенно с эксплуатацией ТС и зависящие от того, насколько эффективно автопарк обслуживается и управляется. Они подразделяются на:

Штрафы — общая стоимость расходов за различные правонарушения, допущенные водителями.

Платные дороги — стоимость платежей за проезд по платным трассам, пользоваться которыми необходимо для качественного и безопасного оказания услуг.

Командировочные расходы — ежегодные расходы на оплату работы и пребывания водителей за пределами их места жительства.

Премии и бонусы — прибавки к зарплате, выплачиваемые с целью мотивации и поощрения за безопасную езду, низкий расход топлива и т.д.

 

Контроль за расходами на автопарк

Финансовая служба любого автопарка безусловно имеет представление о затратах на все транспортные средства. Но рекомендуется также вести учет расходов на каждое ТС.

Компания должна установит периодичность контроля и отслеживания затрат, которая будет зависеть от специфики, бюджета и целей организации.

Контроль затрат и последующие действия рекомендуется выполнять для каждого типа автомобиля индивидуально. Далее мы приведем некоторые примеры того, как выполнять такой контроль и отслеживать затраты на транспортные средства.

В этой таблице показаны прямые ежегодные затраты на одно ТС в евро:

Наименование

Стоимость

%

Фиксированные расходы

38.929,3

47,37 %

— Операционные

32.585,71

39,65 %

Водители

29.562,14

35,97 %

Страхование

2400,12

2,92 %

Налоги и сборы

623,45

0,76 %

— Капитальные

6343,59

7,72 %

Амортизация

5321,14

6,47 %

Займы и кредиты

1022,45

1,24 %

Переменные расходы

43.253,56

52,63 %

— Неизбежные

35.897,51

43,68 %

Топливо

26.548,49

32,30%

Аварии

3.300,45

4,02%

Шины

2.645,14

3,22%

ТО

1.902,78

2,32 %

Поломки

1.500,65

1,83 %

— Предотвратимые

7.356,05

8,95 %

Командировочные

4.253,6

5,18 %

Премии и бонусы

1.689,78

2,06 %

Платные дороги

987,41

1,20 %

Штрафы

425,26

0,52 %

Сумма прямых расходов

82.182,86

100,00 %

Таблица с примером работы одного ТС:

Параметры работы

Количество

Километры, за год

75,000

Рабочие дни, за год

225

Рабочие часы, за год

1,900

Пример расчета прямых затрат на ТС в соответствии с расстоянием и временем:

Прямые затраты на одно ТС

Затраты по времени

Количество

день

173.019 евро/день

час

20.489 евро/час

Затраты по расстоянию

километры

0.577 евро/км

Пример расчета непрямых затрат на автопарк в зависимости от количества ТС. Указаны затраты на один километр:

Прямые затраты на автопарк

Кол-во ТС

Евро

Евро/км

1-20

6.800,25

0.091

21-99

9.700,89

0.129

100+

13.405,6

0.179

Средний показатель

9.969,00

0.133


С учетом прямых и непрямых затрат общая величина расходов на ТС следующая:

Общая сумма расходов на автопарк

Кол-во ТС

Евро

Евро/км

1-20

88.983,11

1.186

21-99

91.883,75

1.225

100+

95.588,71

1.275

Средний показатель

92.151,86

1.229

Таким образом можно рассчитывать различные финансово-экономические показатели деятельности автопарка с учетом особенностей вашего бизнеса.

 

Автор: Хосе Мигель Фернандес Гомес, Генеральный директор компании Advanced Fleet Managemement Consulting

Источник:https://www.linkedin.com/pulse/vehicle-fleets-costs-jose-miguel-fernandez-gomez/?trk=hp-feed-article-title-publish

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *